Внеплановая выездная проверка лицензиата лицензирующим органом с 01 июля 2011 года согласовывается с органами прокуратуры, если основанием для проведения такой проверки послужило поступившее в лицензирующий орган обращение, заявление граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушениях лицензиатом лицензионных требований.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Такую проверку (по сигналу о грубом нарушении закона) лицензирующий орган может начать только после согласования с органами прокуратуры.
Читайте закон, будете в курсе ваших прав.
Держим руку на пульсе закона – так держать.
23 Май 2011
04.05.2011 года подписан новый Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который приходит на смену Федеральному закону с аналогичным названием № 128-ФЗ от 08.08.2001 года.
Закон начнет действовать в полном объеме через 180 дней после дня официального опубликования за исключением отдельных положений статьи 14, которые уже действуют со дня официального опубликования – с 06.05.2011 года («Российская газета» №97).
Кроме того, с 01 июля 2011 года начнет действовать и очень важная для бизнеса статья 19 нового закона (части 1-13).
Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Итак, начнем.
Согласно статье 2 Федерального закона «лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности». Далее подчеркнуто, что «осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается».
Принципов лицензирования законодатель назвал семь.
Давайте, все их перечислим:
-обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
-установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
-установление федеральным законом единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности;
-установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности;
-открытость и доступность информации о лицензировании;
-недопустимость взимания с соискателей лицензии и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (за исключением государственной пошлины);
-соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
В действующем ныне Федеральном законе о лицензировании законодатель называл 6 принципов. Что меняется?
Принципиально подчеркнуто установление видов лицензирования и единого порядка лицензирования только федеральным законом. Добавлено, что перечень лицензируемых видов деятельности должен быть исчерпывающим. В качестве принципа указано - на недопустимость взимания какой-либо платы за лицензирование.
В силу пункта 4 статьи 9 рассматриваемого закона лицензия действует бессрочно.
Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
С этого начинается текст изучаемого нами сегодня Федерального закона. Действие его не применяются к 11 сферам правоотношений.
-атомной энергии;
-производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
-защитой гос. тайны;
-деятельности кредитных организаций;
-деятельности по организации биржевой торговли, биржевых посредников и брокеров;
-профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
-деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
-деятельности специализированных депозитариев инвестиционных (в т.ч. паевых) фондов и негосударственных пенсионных фондов;
-деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и страхованию;
-клиринговой деятельности;
-страховой деятельности.
Для того, чтобы ответить на вопрос - нужна ли лицензия на деятельность, которой занимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, следует заглянуть в статью 12 нового федерального закона.
Сразу подчеркнём, перечень лицензируемых видов деятельности сокращается по сравнению с действующим законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Исчерпывающий (!) перечень состоит из 49 пунктов. Это, например, фармацевтическая деятельность и производство лекарственных средств; деятельность по утилизации химического оружия; космическая деятельность; оказание услуг связи; телевизионное вещание и радиовещание; частная охранная и частная детективная деятельность; деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах; деятельность по перевозке пассажиров различными видами транспорта (законодатель их четко перечисляет); разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации и другое.
В прежнем законе на момент его принятия перечень лицензируемых видов деятельности включал 105 пунктов. Завершала этот перечень – «образовательная деятельность по образовательным программам». И в новом законе (в пункте 40 статьи 12) мы находим требование о необходимости лицензирования образовательной деятельности (за исключением образовательной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
Об этом читаем в статье 17 нового закона.
В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии и оплатив государственную пошлину.
Если лицензия испорчена, то к заявлению прилагается испорченный бланк лицензии.
Дубликат выдается в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче дубликата лицензии.
В тот же срок по заявлению лицензиата выдается заверенная копия лицензии.
Это, пожалуй, один из важнейших разделов Федерального закона.
По новому закону меняется порядок осуществления лицензионного контроля.
Этому вопросу посвящена статья 19.
ВНИМАНИЕ!
Части 1-13 статьи 19 вступают в силу раньше всего текста закона – с 01 июля 2011 года.
Законодатель указал, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения о защите бизнеса. К данным правоотношениям с 01 июля 2011 будут применяться положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Особенности применения Федерального закона №294-ФЗ установлены частями 2 - 10 статьи 19 изучаемого нового Федерального закона о лицензировании.
Например, не требуется согласия прокурора при проведении документарной и выездной проверки при рассмотрении заявления о предоставлении или переоформлении лицензии.
Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок лицензирующего органа.
Закон начнет действовать в полном объеме через 180 дней после дня официального опубликования за исключением отдельных положений статьи 14, которые уже действуют со дня официального опубликования – с 06.05.2011 года («Российская газета» №97).
Кроме того, с 01 июля 2011 года начнет действовать и очень важная для бизнеса статья 19 нового закона (части 1-13).
Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Итак, начнем.
ЦЕЛИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Согласно статье 2 Федерального закона «лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности». Далее подчеркнуто, что «осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается».
ПРИНЦИПЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Принципов лицензирования законодатель назвал семь.
Давайте, все их перечислим:
-обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
-установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
-установление федеральным законом единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности;
-установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности;
-открытость и доступность информации о лицензировании;
-недопустимость взимания с соискателей лицензии и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (за исключением государственной пошлины);
-соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
В действующем ныне Федеральном законе о лицензировании законодатель называл 6 принципов. Что меняется?
Принципиально подчеркнуто установление видов лицензирования и единого порядка лицензирования только федеральным законом. Добавлено, что перечень лицензируемых видов деятельности должен быть исчерпывающим. В качестве принципа указано - на недопустимость взимания какой-либо платы за лицензирование.
СРОК ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ
В силу пункта 4 статьи 9 рассматриваемого закона лицензия действует бессрочно.
Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
КОГДА ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ № 99-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ
С этого начинается текст изучаемого нами сегодня Федерального закона. Действие его не применяются к 11 сферам правоотношений.
-атомной энергии;
-производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции;
-защитой гос. тайны;
-деятельности кредитных организаций;
-деятельности по организации биржевой торговли, биржевых посредников и брокеров;
-профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
-деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
-деятельности специализированных депозитариев инвестиционных (в т.ч. паевых) фондов и негосударственных пенсионных фондов;
-деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и страхованию;
-клиринговой деятельности;
-страховой деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для того, чтобы ответить на вопрос - нужна ли лицензия на деятельность, которой занимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, следует заглянуть в статью 12 нового федерального закона.
Сразу подчеркнём, перечень лицензируемых видов деятельности сокращается по сравнению с действующим законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Исчерпывающий (!) перечень состоит из 49 пунктов. Это, например, фармацевтическая деятельность и производство лекарственных средств; деятельность по утилизации химического оружия; космическая деятельность; оказание услуг связи; телевизионное вещание и радиовещание; частная охранная и частная детективная деятельность; деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах; деятельность по перевозке пассажиров различными видами транспорта (законодатель их четко перечисляет); разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации и другое.
В прежнем законе на момент его принятия перечень лицензируемых видов деятельности включал 105 пунктов. Завершала этот перечень – «образовательная деятельность по образовательным программам». И в новом законе (в пункте 40 статьи 12) мы находим требование о необходимости лицензирования образовательной деятельности (за исключением образовательной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
КАК ПОЛУЧИТЬ ДУБЛИКАТ ИЛИ КОПИЮ ЛИЦЕНЗИИ
Об этом читаем в статье 17 нового закона.
В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии и оплатив государственную пошлину.
Если лицензия испорчена, то к заявлению прилагается испорченный бланк лицензии.
Дубликат выдается в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче дубликата лицензии.
В тот же срок по заявлению лицензиата выдается заверенная копия лицензии.
О ЛИЦЕНЗИОННОМ КОНТРОЛЕ
Это, пожалуй, один из важнейших разделов Федерального закона.
По новому закону меняется порядок осуществления лицензионного контроля.
Этому вопросу посвящена статья 19.
ВНИМАНИЕ!
Части 1-13 статьи 19 вступают в силу раньше всего текста закона – с 01 июля 2011 года.
Законодатель указал, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения о защите бизнеса. К данным правоотношениям с 01 июля 2011 будут применяться положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Особенности применения Федерального закона №294-ФЗ установлены частями 2 - 10 статьи 19 изучаемого нового Федерального закона о лицензировании.
Например, не требуется согласия прокурора при проведении документарной и выездной проверки при рассмотрении заявления о предоставлении или переоформлении лицензии.
Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок лицензирующего органа.
СОГЛАСОВАНИЕ ВНЕПЛАНОЙ ПРОВЕРКИ С ПРОКУРАТУРОЙ
Внеплановая выездная проверка лицензиата лицензирующим органом с 01 июля 2011 года согласовывается с органами прокуратуры, если основанием для проведения такой проверки послужило поступившее в лицензирующий орган обращение, заявление граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушениях лицензиатом лицензионных требований.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Такую проверку (по сигналу о грубом нарушении закона) лицензирующий орган может начать только после согласования с органами прокуратуры.
Читайте закон, будете в курсе ваших прав.
Держим руку на пульсе закона – так держать.