Пульс закона


ЗАКОН О СЛЕДСТВИИ

Печать
Несколько дней назад (15 января 2011 года) Следственный комитет Российской Федерации получил полную самостоятельность.  Мы не предлагаем Вам предугадывать, как пойдет развитие этого органа без родительской (прокурорской)  опеки. На этот вопрос ответит время. Наша цель (как и обещали) познакомить читателей сайта  с самим текстом Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 года (опубликован в «Российской газете» 30 декабря 2010 года № 296). А  точнее с некоторыми  его положениями, которые, может быть,  не так широко освещались в средствах массовой информации.

Прежде всего, остановимся на принципах деятельности Следственного комитета. Единоначалие, вертикальная система подчинения, независимость, законность, гласность, публичность (информирование о своей деятельности) – все это вытекает из статьи 5 рассматриваемого закона.

В этой же статье законодатель указал, что сотрудники следственного комитета не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности.

Сотрудники следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность  с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Обратите внимание на формулировку «преподавательской»… и иной творческой. Работа преподавателя – это действительно  творчество, а результат творения – достойный ученик.

Сотрудник следственного комитета наделен серьезными правами. При исполнении возложенных на него полномочий он вправе:

- беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями организациями независимо от форм собственности  и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки  находящегося у него в производстве сообщения о преступлении  или расследования уголовного дела.

- входить в жилые и иные принадлежащие гражданам  помещения, на принадлежащие им земельные участки  при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных  полагать, что там совершено или совершается преступление.

- требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений, организаций, в том числе органов власти и местного самоуправления,  предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений, организаций  производств в этих целях  документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.     
 
- вызывать должностных лиц  и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.   

Самое важное, чтобы к руководителю организации действительно обратился работник следственного комитета (удостоверение всегда нужно посмотреть,  записать реквизиты, при сомнении перезвонить вышестоящему лицу) и чтобы он  осуществлял полномочия  в рамках служебной деятельности (по находящимся в его производстве материалам либо уголовному делу).
 
Письменные требования, запросы, поручения  сотрудника следственного комитета всегда должны иметь не только необходимые реквизиты, но и ссылку на правовые нормы и фактические обстоятельства, дающие ему право требовать те или иные документы, либо материалы. Тогда (при обоснованности) требования подлежат безусловному исполнению.

Такая бдительность и требовательность всегда поставит заслон возможным коррупционным проявлениям и злоупотреблениям со стороны должностных лиц следственных органов.   
 
Следственный комитет не только возбуждает и расследует уголовные дела, он  участвует:

- в координационной деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью;-
- в правотворческой деятельности;
- в заседании органов государственной власти и местного самоуправления;
- при рассмотрении внесенных должностными лицами следственного комитета представлений.

Теперь о тех, кто может, и кто не может быть сотрудником следственного комитета.

Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в следственный комитет, изложены в статье 16 изучаемого Федерального закона.

По общему правилу на службу в Следственный  комитет принимаются граждане, имеющие  высшее юридическое образование (в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию), обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и по состоянию здоровья способные исполнять возлагаемые на них  служебные обязанности.

Десять пунктов требований в этой же статье 16 перечисляет законодатель для того, чтобы в следственный орган не попали больные, коррумпированные, судимые, не имеющие российского гражданства и т.д.,  одним словом люди случайные. Перечень исчерпывающий.  Например, есть такой пункт. Соискатель работы в Следственном комитете  «представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет». А последний пункт перечня в статье 16, по которому лицо на работу принято быть не может,   дословно звучит так: «не соблюдал ограничений и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом  от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Более подробно о деятельности Следственного комитета Российской Федерации вы можете узнать на сайте  www.sledcom.ru  и в блоге председателя  комитета России Бастрыкина Александра Ивановича.  

                                                                          Держим руку на пульсе закона – так держать.