УЖЕ УСИЛЕН КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЗОВАНИЕМ
16 Январь 2011
Мы возвращаемся к теме образования.
С 01 января 2011 года усилены меры государственного контроля и надзора в сфере образования. Речь идет о Федеральном законе от 08.11.2010 № 293-ФЗ "О внесении измененений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" ("Российская газета" №253 от 10.11.2010 года).
Основные изменения внесены в Закон Российской Федерации "Об образовании". Напоминаем, что закон "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).
Подробно регламентировал законодатель лицензирование образовательной деятельности. Хотя положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ, но и в Закон РФ "Об образовании" включены многочисленные нормы, устанавливающие основные лицензионные требования и процедуру лицензирования.
Итак, закон об образовании дополнен статьей 33.1, которая так и называется "Лицензирование образовательной деятельности". Из данной статьи закона, в частности. следует. что лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Статья емкая, однако при этом достаточна велика по объему. Давайте остановимся на самых общих положениях о лицензировании образовательной деятельности.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.
Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные законодателем.
По каждому филиалу образовательного учреждения, научной организации или иной организации оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
В случае представления соискателем лицензии или лицензиатом документов не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных документов, лицензирующий орган запрашивает у соискателя лицензии или лицензиата необходимые документы.
Давайте запомним, что лицензирующий орган отказывает соискателю лицензии или лицензиату в принятии документов к рассмотрению по существу при наличии только одного из следующих оснований (новые основания лицензирующий орган изобретать не может):
1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования не вправе реализовывать;
3) документы, запрошенные лицензирующим органом в установленном порядке, не представлены соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган в установленный срок.
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
К проведению таких проверок привлекаются эксперты и экспертные организации.
По истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год. В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания)
лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
Лицензирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
В случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае, если такие документы не представлены в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Проверка возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении им образовательной деятельности осуществляются лицензирующим органом на основании лицензионных требований и условий, установленных Правительством Российской Федерации.
Более подробно регламентирован в обновленной редакции Закона "Об образовании" также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений, целями которой являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением , федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, и установление, в определенных случаях, государственного статуса образовательного учреждения.
В закон включены положения, дополняющие порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании и государственного контроля качества образования, главным образом определяющие процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
Установлен обязательный порядок ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Как только все это будет внедрено значительно упростится порядок проверки подлинности таких документов.
Законодатель прописал порядок подтверждения документов государственного образца об образовании , об ученых степенях и ученых званиях путем проставления на них аполстиля. Напомним, что на образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети Интернет, и определен перечень размещаемой на сайте информации. Впрочем, об этом мы вам уже рассказывали на нашем сайте 30.11.2010 года в рубрике "Пульс закона" в статье
"О некоторых вопросах образования..."
Закон также устанавливает порядок переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений, выданных ранее, до 01.01.2011, т.е. до дня вступления рассматриваемого закона в силу.
Необходимо обратить внимание наших уважаемых читателей, что надзор за лицензирующим органом и в целом в сфере образовательной деятельности осуществляют органы прокуратуры.
Держим руку на пульсе закона - так держать.