Несколько слов о речевой технике

Печать
А.М.Горький называл язык музыкальным инструментом, призывая учиться легко и красиво владеть им. Есть много специальностей, которые требуют высоко развитых речевых экспрессивных умений. Таковы профессии актера и диктора, юриста и учителя. Необходимо отметить, что прокурорские работники всегда отличались четкостью и логичностью речи. Опыт участия в судебных заседаниях помогал и в простых житейских ситуациях говорить складно и красиво.
 
Владение основами речевой техники отмечает и каждого культурного человека. Попробуем рассмотреть ее составные элементы. Прежде всего, человеческое слово подчиняется мысли, а не наоборот. Содержание высказывания, т.е. то, что мы хотим донести до слушателя, определяет форму передачи – выбор и лексики, и интонации, и ритма, и других средств. Например, если информация, которую сообщает докладчик, незначительна, неинтересна, неактуальна, то не спасают никакие ораторские ухищрения – ни сила и благозвучность голоса, ни проникновенность интонации. Он рискует потерять слушателей буквально после первых фраз.

По этому поводу А.В.Луначарский отмечал: «Можно научиться технике говорения, но оратор, которые не имеет, что сказать, конечно, ноль, больший ноль, чем заика, которые не умеет сказать…»
У каждого голоса свой звуковой диапазон. В обычной речи  он не выходит за пределы трех-четырех нот. Однако после специальной работы можно расширить регистр красиво звучащих нот, и низких, и высоких. Это придает большую гибкость, подвижность, полетность голосу, расширяет его экспрессивные возможности. Ничто так не утомляет как нудная однотонность речи.
Следует позаботиться и о чистоте звучания своего голоса, о шлифовке природного тембра, т.е. его окраски, избавляясь от гнусавости, визгливости, хрипоты и других дефектов.

Ясная дикция, т.е. отчетливое произношение, правильная артикуляция всех звуков, - тоже важные характеристики культуры речи. Неразборчиво произносимые слова заставляют слушателей перенапрягаться, затрудняя понимание смысла. Простой пример, как неприятно слушать, когда водитель транспорта нечленораздельно объявляет остановки, а надо услышать именно ту, где вам выходить.

Точность восприятия речи зависит от темпа, т.е. скорости произносимых слов и фраз. Конечно, здесь многое определяется нашим темпераментом. Речь флегматичного человека немногословна, нетороплива, размеренна. Зато сангвиник может увлечься стремительностью словесного потока, унестись вместе с ним, забыв о своих слушателях.
 
Овладеть техникой речи, свободой интонаций, четкой дикцией непросто, но при желании возможно каждому. Когда древнегреческий оратор Демосфен попробовал выступить со своей первой публичной речью, то народ прервал его, откровенно потешаясь над шепелявостью. Чтобы развить силу голоса, отработать отчетливую дикцию, Демосфен на месяцы уединился, предварительно выбрив половину головы. Так ему было легче преодолеть искушение появиться на людях, не добившись поставленной цели. Благодаря настойчивой работе над собой он стал прославленным мастером красноречия.

Наш разговор о  речевой  технике (по  материалам  книги И.И. Рыданова «Уроки этикета», Минск, «Высшая школа», 1988 ) хочется закончить словами Дейла Карнеги: «Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем всевозможные правила на свете».