Что означает слово прокурор?

Печать

Слово прокуратура произошло от латинского слова  prokuro – забочусь, управляю, обеспечиваю, предотвращаю. Как в точку! Идея создания этого органа и состояла в обеспечении справедливости и законности.

 

Роль Петр I в создании органов прокуратуры.


Основателем органов  прокуратуры в России по праву считается Петр I. Период конце XVI -  начала XVII веков отмечен значительным ростом преступности, казнокрадства и взяточничества. Все это вызывало потребность в создании принципиально новой службы государственного контроля.


В 1711 году Петр I создал орган – фискалитет, назначение которого состояло в том, чтобы «тайно проведывать, доносить и обличать» обо всех нарушениях закона, злоупотреблениях, а также обо всем, что «во вред государственному интересу может быть».

Слово fiscalis имеет латинское происхождение, означает «казенный».

Глава фискалов – обер-фискал, хоть и состоял при Сенате, однако назначался непосредственно государем, приносил ему присягу и был ответственен перед ним. Фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это привело к поборам и злоупотреблениям. Так даже само слово «фискал» стало на Руси бранным.


Со временем Петр I, убедился в неэффективности  службы фискалов, необходимо было перейти на гласный надзор за исполнением законов, и самое главное, фискалы не осуществляют надзор за Сенатом. Органом, стоящим над Сенатом  и осуществляющим надзор от имени государя за его деятельностью, и стала прокуратура.


Первый законодательный акт о прокуратуре и прокурорах.

Первым законодательным актом о прокуратуре был Указ от 12 января 1722 года: «Быть при  Сенате, генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Если фискалы находились в ведение Сената, то генерал-прокурор  подчинялся самому императору, ибо «сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных». Прокуроры имели назначение «взыскателей наказания» и «защитников невинности». Прокуроры были поставлены над фискалами и должны были расследовать их донесения  и передавать дела на рассмотрение в суды. Постепенно надобность в фискальной канцелярии отпала и в 1729 году она прекратила свое существование.


Первый генерал-прокурор.


Петр I весьма тщательно подошел к выбору первого генерал-прокурора. Им стал известный в истории России государственный деятель Павел Иванович Ягужинский. Ягужинский родился в 1683 году в семье бедного органиста, работавшего в Лютеранской церкви в Немецкой слободе в Москве. Восемнадцатилетний  Ягужинский впервые встретился с  Петром I и покарил его образной и красивой речью, блестящим умом, умением быстро и толково составить любую бумагу. Петр I зачислил Ягужинского в Преображенский полк. В 27 лет он уже камер-юнкер и капитан Преображенского полка, затем полковник, генерал-адъютант. Спустя непродолжительное время он получил чин генерал-майора, и, наконец, генерал-лейтенанта. Ягужинский хорошо знал несколько иностранных языков, был великолепно начитан. Поэтому Петр  неоднократно доверял ему важные дипломатические миссии: в 1713 году он вел переговоры с королем Дании, в 1720 году – с прусским королем; участвовал  в ряде конгрессов. На должность генерал-прокурора Петр I возлагал большие надежды, поэтому уже  18.01.1722 года он назначил П.И. Ягужинского на этот пост.


Место прокурора в делах государевых.


Петр I сразу дал понять сенаторам, какое место в государственных делах он намерен отвести прокурору. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, император сказал: «Вот мое око, коим я буду вас видеть. Он знает мои намерения и желания. Что он заблагорассудит, то вы и делайте; хотя бы вам показалось, что он поступает противо моим  и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».


С созданием прокуратуры надзор был распространен и на Сенат:   «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенаторскому рассмотрению и решениям  подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потерения времени, по регламентам и указам отправлял…  Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал».

Организация, формы и методы прокурорского надзора.


Организация, формы и методы прокурорского надзора были определены в Указе Петр I от 27 апреля 1723 года «О должности генерал-прокурора».
Генерал-прокурор приносил в Сенат протест и приостанавливал дело, сообщив об этом императору: « А еже ли что увидит, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату  явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот же час  протестовать и оное дело остановить. И немедленно донесть нам, если весьма нужное».
Причем император остерегал прокурора от злоупотребления своими правами: «Також надлежит генерал-прокурору в доношениях явных, которые он будет подавать, осторожно и рассмотрительно поступать, дабы напрасно кому бесчестия не учинить».
Царь установил и сроки, в которые генерал-прокурор должен был доложить о нарушении закона: «более недели в том не мешкать».


Законодательная инициатива прокурора.


На генерал-прокурора возлагалась обязанность  выявлять пробелы в законодательстве и ставить перед Сенатом вопрос для выработки проекта нового решения, который впоследствии утверждался императором.


Единоначалие в прокурорской системе, ответственность прокуроров.


Все прокуроры были подчинены генерал-прокурору: «Генерал-прокурор должен смотреть над всеми прокурорами, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали».  Прокуроры «ежели кто в чем приступит» должны были наказываться Сенатом. Генерал-прокурор и обер-прокурор (заместитель и помощник генерал-прокурора) подлежали только императорскому суду.
Указ   установил, что в случае злоупотреблений генерал-прокурор будет наказан, «яко преступник указа и явный разоритель государства».
Генерал-прокурор Ягужинский в силу своего блестательного ума и работоспособности постепенно занимает ключевое положение в государственном управлении. Наблюдательные иностранцы отмечали, что генерал-прокурор Ягужинский был  вторым  после императора лицом государства Российского по своей силе и значению.


 Прокуратура при Екатерине I.


После смерти Петр I прокуратура как государственный орган переживала  не лучшие свои времена. Екатерина I, хотя и благоволила Ягужинскому, однако мало интересовалась делами прокуратуры. На первое место в государстве выдвинулся Верховный тайный совет, который фактически и управлял всеми делами.


Прокуратура в период царствования Екатерины II .

  
В период царствования Екатерины II  в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор.
7 сентября 1775 года царицей издан законодательный акт « Учреждения для управления губерний».  В этом документе выстроена достаточно стройная система  прокурорских органов от генерал-прокурора до уездных стряпчих. Губернский прокурор находится в двойном подчинении – губернаторским властям и генерал-прокурору. Стряпчие являлись помощниками губернского прокурора  и в то же время образовывали собственную коллегию. «Учреждения» устанавливали права и обязанности прокуроров по общему и судебному надзору. В обязанностях губернского прокурора преобладали функции  общего надзора (прообраза современного надзора за исполнением законов на территории государства). Екатерина II  создала прокурорские органы и в уездах. Петровское законодательство успело учредить 6 прокуроров только при надворных судах. Теперь же прокурорские должности создаются при всех судебных местах. Однако кроме судебного, на них возложен и общий надзор, и надзор за местами лишения свободы.


Закон настойчиво напоминает прокурорским работникам о необходимости вести борьбу со взятками (т.е. и тогда одной из главных функций прокуратуры была борьба с коррупцией) – старинным злом русских  судов (как называли взятку историки и юристы тех лет). Прокуроры времен Екатерины II  имели право налагать штрафы за беспорядки в судах и взимать часть доходов от судебных штрафов в свою пользу. Профессор А.Д. Градовский писал в начале 19 века о генерал-прокуроре времен Екатерины II: « Сохраняя при этом свое значение блюстителя законов в делах судебных, он соединил в своем лице должность министра финансов, внутренних дел и юстиции…»


Прокуратура до революции 1917 года при императорах Александре I, Александре II, Александре III.


Император Александр I 25 июня 1811 года издал манифест, по которому все, что принадлежало к устройству судебного порядка (в том числе и прокуроры), составляло предмет Министерства юстиции. В период царствования Александра II, напротив, генерал-прокурор был министром юстиции.  В 1862 году Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определено государственное назначение прокурорского надзора: «наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи». Принципы организации и деятельности прокуратуры, определенные  «Основными положениями», оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования империи. А именно: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора в империи, строгая подчиненность и несменяемость прокуроров, независимость от «местных» властей.


С 1882 года (период царствования Александре III) вплоть до 1917 года прокуратура являлась сугубо карательным органом.


Подводя итоги дореволюционной прокуратуре, отмечаем,
Генерал-прокурорами были выдающиеся государственные деятели – Д. Блудов, Д. Трощинский, блестящие юристы-Д.Замятины,  Д.Набоков, герои воинских сражений – А. Самойлов, Д. Лобанов-Ростовский, дипломат Д.Дашков, гордость российской литературы – Г. Державин и И. Дмитриев. Все они были патриотами своего Отечества, заботились о чести мундира и достоинстве профессии. За время существования должности генерал-прокурора с 1722 года по 1917 год ее занимали 33 человека.


От авторов: материал подготовлен на основе публикации «Путь длиною в 280 лет» в документально-публицистическом издании «Российская прокуратура. Сибирский Федеральный округ» под общей редакцией В.В.Симученкова, 2001, с. 9-11.