О ПРОКУРАТУРЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ...

Печать
Роль органов прокуратуры при организации плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
 
С 1 мая 2009 года органы прокуратуры России начали выполнять абсолютно новую функцию по защите бизнеса – согласования контрольно-надзорным органам внеплановых проверок и формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эта работа основана, прежде всего, на  положениях Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сегодня наш разговор посвящен формированию плана проверок на следующий (2011) год.

В сентябре  у органов прокуратуры горячая пора. Дело в том, что согласно статье 9 названного Федерального закона в срок до 1 сентября  органы государственного контроля (надзора) и  органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в  прокуратуру.

Далее, органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля  и в срок до 1 октября  вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Итак, в течение месяца прокурорские работники обязаны оценить обоснованность включения в план проверки на следующий год тех или иных объектов. Чем руководствуются при этом сотрудники уважаемого ведомства? Прежде всего, прокуратура руководствуется статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ. А именно: первое  - плановые проверки проводятся в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя не чаще чем один раз в три года.

Основанием для включения  проверки в ежегодный план  является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих  указанного уведомления.

Из этого правила, есть ряд исключений.

Например, проверка готовности теплоснабжающих организаций, тепло-сетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения,  образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством России.
 
В настоящее время действует  Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается также Правительством РФ.

Второе – в  ежегодных планах проведения проверок (как гласит Федеральный закон) указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
 
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
 
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
 
4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (она конкретизирует сведения по каждому объекту проверки)  утверждена постановлением Правительства РФ № 489 от 30 июня 2010 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Самый главный вопрос, на который отвечает прокурор, анализирующий план  проверок, – относится  ли планируемая проверка  к полномочиям  соответствующего контрольного органа, не присвоил ли он себе случайно чужие функции, не «залез» ли в полномочия других региональных, федеральных органов, а может быть в муниципальный контроль.

Законодатель четко определил, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения  прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года ежегодные планы проведения плановых проверок.

Необходимо помнить!  Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

И эти планы субъектам предпринимательской деятельности необходимо своевременно изучить и отреагировать при несогласии с планируемыми проверочными мероприятиями.

Как отреагировать спросите вы? Обратиться в соответствующий орган контроля (надзора) либо в прокуратуру, четко обосновав свою позицию и приложив все необходимые документы.

Продолжаем наш разговор.  Далее  в срок до 1 декабря органы прокуратуры  обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру России  для формирования  ежегодного сводного плана проверок.

Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Для сведения!
Каждый желающий может заглянуть прямо сейчас на сайт Генеральной прокуратуры РФ или на сайт любой региональной прокуратуры и увидеть отдельным разделом  ежегодный сводный план проведения плановых проверок на 2010 год.

Итак, думаем, каждый из вас  видит   координирующей и контролирующую роль  органов прокуратуры при организации плановых проверок юридических лиц индивидуальных предпринимателей.

В справочной правовой системе Консультант Плюс каждый из вас может найти руководящий приказ Генерального прокурора РФ Ю.Я.Чайки № 313 от 11 августа 2010 года «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Данный приказ издан  в целях реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Прокурорам поручается в ходе проведения оценки предложений контролирующих органов учитывать имеющуюся информацию о ранее проведенных ими проверках субъектов предпринимательской деятельности за трехлетний период.

При формировании сводного плана прокуроры также обязаны  учитывать, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, контроля в сфере рекламы, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, лицензионного контроля, государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, государственного строительного надзора, контроля и государственного надзора в области связи, контроля в области обращения и защиты информации, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны, государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Генеральный прокурор РФ в приказе подчеркнул, что в ежегодных планах указываются следующие сведения:

наименование органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, осуществляющего плановую проверку;

наименование юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

адрес фактического осуществления деятельности (субъект Российской Федерации, поселение, наименование улицы, номер дома);

основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

цель проведения проверки;

основания для проведения проверки (дата государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), дата окончания последней проверки, дата начала осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности);

дата начала проведения проверки;

срок проведения плановой проверки (количество рабочих дней, рабочих часов (для МСП и МКП);
форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);
наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, осуществляющего проверку;

наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно.

Срок проведения каждой из проверок юридических лиц не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Законом не предусматривается приостановление либо прерывание плановой проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.

Срок проведения каждой из  проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Все это надлежит проверять прокурорским работникам.

Цель всей перечисленной  объемной  работы прокурора в приказе  Генерального прокурора РФ № 313 обозначена так  - «необходимо исключить необоснованное расширение органами контроля числа проверочных мероприятий, включение в ежегодные планы дополнительных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, противоречащие закону проверки, а также игнорирование предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок».

Долгое время  открытым оставался вопрос, в каком порядке вносятся изменения в план проверок. Правительство России ответило на него следующим образом.  Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Завершая наш разговор, дополнительно напоминаем, что по закону о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

                                                                                                До свидания, до новых встреч.