НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ В ДЕЙСТВИЯХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Печать
Сама возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена Федеральным законом №273–ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».
 
Об этом гласит статья 14 указанного закона, согласно которой, «в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
 
При этом важно то, что: «применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо».
 
Надо отметить, что такие положения закона полностью согласуются с основными принципами противодействия коррупции, перечисленными в статье 3 указанного федерального закона: «1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами».
 
Административная ответственность юридических лиц за коррупционные проявления предусмотрена ст.19.28 КоАП РФ.
 
Ознакомимся с текстом части 1 данной статьи. «Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ) 1. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав».
 
Такое административное правонарушение может быть совершено только умышлено.
 
Причем должна быть доказана вина юридического лица, а не отдельного должностного лица или группы лиц, злоупотребивших правами. Обратим внимание на то, что при оценке конкретных фактических обстоятельств прокурор (а именно он принимает решение о возбуждении административных дел указанной категории, эта его исключительная компетенция) заостряет свое внимание на таких понятиях как передача, предложение или обещание, интересы юридического лица и т.д. Давайте и мы вслед за законодателем расшифруем, например, такое понятие, как незаконные действия в «интересах юридического лица».
 
Это такие действия, которые, не только нарушают закон, но и направлены на получение (достижение) юридическим лицом каких-либо выгод, преимуществ, освобождение (смягчение) ответственности, невыполнение каких-либо обязательных требований, а также направлены, например, на удовлетворение юридическим лицом своих текущих или перспективных потребностей, способствуют достижению юридическим лицом каких-либо целей.
 
Далее рассматриваемая ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает, что те же действия, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн рублей), - «влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав».
 
А действия, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн. рублей), - «влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав».
 
В Примечании к данной статье дается понятие должностного лица. В рамках применения положений ст. 19.28 КоАП РФ под должностным лицом имеются ввиду лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах и учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах России, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации; выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации и т.д., с которым юридическое лицо может вступить в неправомерные отношения.
 
Важно знать, что под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, понимается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
 
При этом необходимо иметь в виду, что от имени или в интересах юридического лица могут действовать лица:
 
1.Уполномоченные совершать такие действия на основании закона, иного правового акта, устава, договора или доверенности;
2. Занимающие должность в органах управления или контроля юридического лица;
3. Имеющие права давать обязательные для этого юридического лица указания, определять его действия;
4. Иные лица, действующие от имени юридического лица по указанию, с ведома либо одобрения вышеуказанных лиц.
 
Важно отметить, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 составляет шесть лет со дня совершения административного проступка.
 
Административные дела данной категории в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ рассматривает суд.